перейти к содержанию журнала №12 (237), Декабрь 2016г.   перейти к содержанию журнала №04 (234), Апрель 2016г.   перейти к содержанию журнала №02 (233), Февраль 2016г.   перейти к содержанию журнала №11 (232), Ноябрь 2015г.   перейти к содержанию журнала №09 (231), Сентябрь 2015г.   перейти к содержанию журнала №08 (230), Август 2015г.    на главную страницу сайта
СОДЕРЖАНИЕ
№08 (230), Август 2015г.
КОЛОНКА РЕДАКТОРА
ДЕЛОВАЯ ХРОНИКА
ЭКОНОМИКА
ТЕХНОЛОГИИ
ОБЩЕСТВО
БЕЗОПАСНОСТЬ
БИЗНЕС

КОЛОНКА РЕДАКТОРА   

Рейтинг в России: перезагрузка или перегрузка?

Вступивший в силу 13 июля 2015 года Федеральный закон «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» существенным образом изменил требования к осуществлению рейтинговой деятельности, что требует перезагрузки этого сектора финансового рынка.
24 июля 2015 года Банк России провел совещание с широким кругом участников финансового рынка, посвященное перспективам развития рейтинговой отрасли в России и целесообразности создания нового кредитного рейтингового агентства.
По информации, полученной от пресс-службы Банка России, в ходе совещания было отмечено, что кредитные рейтинговые агентства являются одним из важнейших элементов инфраструктуры финансового рынка, деятельность которых должна быть устойчива, в том числе к геополитическим рискам. «Российский рынок нуждается в сильном кредитном рейтинговом агентстве с высоким уровнем корпоративного управления и профессиональных компетенций, способном удовлетворять интересам экономики и обладать авторитетом как у российских, так и иностранных инвесторов. В связи с этим была поддержана идея о целесообразности запуска проекта по созданию нового кредитного рейтингового агентства, который возглавит первый вице-президент, член правления Банка ГПБ (АО) Екатерина Трофимова, — говорится в сообщении пресс-службы Банка России. — Планируемый срок начала функционирования создаваемого рейтингового агентства — четвертый квартал 2015 года».
Рынок интересуется рейтингами в любой экономической ситуации, а финансовый рынок обнаруживает к этому виду аналитики особенную потребность. Рейтинги — это определенная культура оценки делового оборота, сложившаяся на конкретных площадках. В США есть закон об обязательном рейтинговании, причем компания определенного масштаба бизнеса и амбиций должна иметь не менее двух рейтингов. При этом в нормативных документах большинства европейских стран прямое влияние рейтингов на экономические или распределительные процессы в государстве снижается.
Международные документы последнего времени содержат идеи о расширении конкурентных возможностей для локальных агентств, которых только в Европе действует уже более 30. Практически каждая европейская страна уже обладает собственным рейтинговым агентством, которые составляют различные рейтинги, а не только отражают оценку кредитоспособности. Таким образом, несмотря на доминирующее присутствие в мире компаний «большой тройки» (по оценкам, они контролируют 95% глобального рынка, причем на долю Moody’s и Standard & Poor’s приходятся примерно по 40% рынка на каждую компанию, а Fitch держит приблизительно 15%), развитие локального рынка происходит практически во всех европейских странах.
В начале становления рыночной экономики в России, правительство и законодатели оставили рейтинговый рынок нерегулируемым, отдав его «на откуп» агентствам «большой тройки» — Moody’s, Standard & Poor’s и Fitch. Несколько местных агентств все 20 лет стремились, но пока не смогли обеспечить достаточный уровень конкуренции с этими глобальными международными игроками. И вот теперь, с появлением государственного интереса к этому сектору рынка, у российских рейтингов появляется шанс укрепиться.
Будут ли в России использоваться рейтинги национальных агентств при необходимом уровне требований и регулирования? Не получится ли так, что рейтинг агентства, в котором заинтересовано государство, будет встроен в пресловутую «властную вертикаль»? Будут ли доверять ему участники рынка? Не станет ли он перегрузкой рынка вместо его перезагрузки?

Вероника Новикова

      Яндекс цитирования   Rambler's Top100 © Аналитический центр финансовой информации, 2005-2006
Для корреспонденции в редакцию журнала: info@abajour.ru
Вопросы, пожелания и замечания по сайту: web@abajour.ru