перейти к содержанию журнала №12 (237), Декабрь 2016г.   перейти к содержанию журнала №04 (234), Апрель 2016г.   перейти к содержанию журнала №02 (233), Февраль 2016г.   перейти к содержанию журнала №11 (232), Ноябрь 2015г.   перейти к содержанию журнала №09 (231), Сентябрь 2015г.   перейти к содержанию журнала №08 (230), Август 2015г.    на главную страницу сайта
СОДЕРЖАНИЕ
№04 (155), Апрель 2008г.
КОЛОНКА РЕДАКТОРА
ДЕЛОВАЯ ХРОНИКА
КОНКУРЕНЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ
ПОТРЕБИТЕЛЬ
ОБЩЕСТВО
БЕЗОПАСНОСТЬ
РЕГУЛИРОВАНИЕ

ДЕЛОВАЯ ХРОНИКА   

Защитим рынок от негативных последствий ипотечного кризиса за рубежом

На состоявшемся расширенном заседании Комитета АРБ по ипотечному кредитованию с участием Федеральной службы по финансовым рынкам, Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, Ассоциации ипотечных компаний, Национальной ассоциации участников ипотечного рынка и Российской гильдии риелторов, а также банков – крупнейших операторов ипотечного рынка были рассмотрены актуальные вопросы по выработке превентивных мер в целях защиты отечественного рынка от негативных последствий ипотечного кризиса за рубежом. Именно так эти вопросы были представлены председателем Комитета АРБ по ипотечному кредитованию, президентом Европейского трастового банка Андреем Крысиным на совещании руководителей крупнейших российских банков у председателя Правительства РФ В. А. Зубкова 7 февраля 2008 г. Предваряя обсуждение на заседании Комитета, Андрей Крысин подчеркнул, что прозвучавшая на совещании в Правительстве Российской Федерации поддержка отечественных банков в условиях кризиса на мировом ипотечном рынке должна быть воспринята не только как важное политическое заявление, но и как призыв к активным действиям самих банков в поиске оптимальных путей решения возникших проблем. Именно в таком ключе и были рассмотрены вопросы повестки дня. Первый вопрос: о внесении изменений в инструкцию Банка России от 16 января 2004 г. № 110-и «Об обязательных нормативах банков». Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (H1) по портфелю ипотечных кредитов банка (вне зависимости от параметров и качества такого портфеля), который в настоящее время подлежит включению в сумму активов, взвешенных по уровню риска, с коэффициентом 100% (5-я группа активов), предлагается по ипотечным кредитам, обеспеченным залогом жилой недвижимости, снизить, отнести к III группе риска и взвешивать с коэффициентом 50%. Норматив максимального размера риска на одного заемщика (Н6) при внебалансовой секьюритизации (через SPV), сопровождающейся предоставлением кредита специализированному агенту банком-инициатором выпуска ценных бумаг и рассчитываемый согласно Инструкции от 16 января 2004 г. №110-И «Об обязательных нормативах банков» как на фактического заемщика по кредиту, к подобным сделкам не применять в связи с правовыми особенностями функционирования специализированного агента. Участники заседания согласились с предложениями о необходимости изменения нормативов достаточности собственных средств (Н1) и максимального размера риска на одного заёмщика (Н6), направлении в Банк России соответствующего обращения.
При обсуждении вопроса развития внутренней секьюритизации активов представители ФСФР обратили внимание на то, что используемая методика рейтингования ипотечных ценных бумаг не полностью просчитывает риски и поэтому ФСФР в настоящее время в условиях наблюдаемого напряжения на рынке не готово основываться в своей работе только на имеющихся рейтингах. В свою очередь АИЖК полагает целесообразным убедить регуляторов рынка, в том числе и ФСФР, как в надежности применяемых методик рейтингования, так и в необходимости снижения требований к дополнительному обеспечению ценных бумаг, а именно в необходимости внесения изменений в обязательное предоставление гарантии. По итогам дискуссии было подчеркнуто, что отсутствие внутренних инвесторов и кризис ликвидности за рубежом требуют поиска необходимых средств внутри страны.
В этой связи решено направить на имя Д.А. Медведева письмо о целесообразности размещения средств Пенсионного фонда в ипотечные ценные бумаги российских эмитентов. На заседании отмечалось, что в утверждённом перечне объектов ломбардного кредитования Банка России значатся облигации российских ипотечных агентств, исполнение обязательств по которым обеспечивается государственными гарантиями РФ, и облигации кредитных организаций, исполнение обязательств по которым обеспечивается государственными гарантиями субъектов РФ. В то же время, ипотечные ценные бумаги, выпущенные российскими эмитентами без государственных гарантий и имеющие фактически такую же степень надёжности, в указанный перечень до последнего времени (до решения Совета директоров Банка России от 14 марта 2008 г.) не входили. Такие ценные бумаги, в состав покрытия по которым входят ипотечные кредиты и денежные средства с прямым распределением платежей, относятся к наиболее консервативным финансовым инструментам с весьма низкими кредитными рисками и их включение в ломбардный список Банка России будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности таких инструментов и укреплению российской базы инвесторов. Принято решение обратиться в Банк России с предложением включить ипотечные ценные бумаги в ломбардный список без дополнительного обеспечения, либо смягчить требования по предоставлению дополнительного обеспечения. Участниками заседания признано целесообразным продолжить складывающуюся практику применения ипотечных продуктов с плавающей ставкой и обратиться в Банк России с предложением дать разъяснения об отнесении таких продуктов к категориям рисков, аналогичным продуктам с фиксированной ставкой. Подводя итоги обсуждения, председатель Комитета АРБ по ипотечному кредитованию Андрей Крысин отметил, что «Комитет и в дальнейшем будет нацелен на активное участие в обсуждении и решении подобных актуальных задач». «Успех этих усилий, – подчеркнул председатель Комитета АРБ, – во многом будет зависеть от инициативности и слаженности действий участников российского рынка ипотеки». Инициативность должна быть проявлена в определении «узких мест» в действующем законодательстве и практике правоприменения, нормативных документов регуляторов рынка и, как следствие, в содействии скорейшему принятию уже подготовленных документов. Координация действий предусматривает не только согласованность позиции, но и принятие мер по организации комплексного решения всех вопросов, связанных с необходимостью внесения поправок в действующее законодательство одним пакетом, как это уже было ранее убедительно продемонстрировано при принятии пакета из 27 законопроектов по жилищному строительству. Комитет АРБ по ипотечному кредитованию, по словам Андрея Крысина, открыт к обсуждению всех острых проблем, волнующих участников ипотечного рынка, и готов вместе с ними к конструктивному сотрудничеству со всеми структурами на законодательном и исполнительном уровне, заинтересованными в успехе такой работы.

<<< Назад

      Яндекс цитирования   Rambler's Top100 © Аналитический центр финансовой информации, 2005-2006
Для корреспонденции в редакцию журнала: info@abajour.ru
Вопросы, пожелания и замечания по сайту: web@abajour.ru