перейти к содержанию журнала №12 (237), Декабрь 2016г.   перейти к содержанию журнала №04 (234), Апрель 2016г.   перейти к содержанию журнала №02 (233), Февраль 2016г.   перейти к содержанию журнала №11 (232), Ноябрь 2015г.   перейти к содержанию журнала №09 (231), Сентябрь 2015г.   перейти к содержанию журнала №08 (230), Август 2015г.    на главную страницу сайта
СОДЕРЖАНИЕ
№6 (145), Июнь 2007г.
КОЛОНКА РЕДАКТОРА
ДЕЛОВАЯ ХРОНИКА
ПОЛИТИКА
ЭКОНОМИКА
КОНКУРЕНЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ
ПОТРЕБИТЕЛЬ
ОБЩЕСТВО

КОЛОНКА РЕДАКТОРА   

Базовый элемент

Сегодня в стране кардинальным образом меняется экономическая ситуация. О том, что это начинает происходить, со всей очевидностью стало понятно на Форуме в Цюрхе еще в марте текущего года.1 И во многом изменения в экономике связаны с тем, что правительство начинает проводить промышленную политику. То есть делает, то, что не получалось осуществить на протяжении многих лет. Эту политику можно охарактеризовать как достаточно традиционную, когда основные усилия направлены на оказание государственной поддержки экспорту промышленной продукции, формирование системы, которая позволила бы продвигать инновационные продукты. На эти же цели направлено появление свободных экономических зон и реализация инфраструктурных проектов для устранения ограничений, которые сложились в российской экономике. Но если раньше правительственные чины периодически декларировали эти цели, то сейчас они имеют вполне реальное наполнение.

Как известно, был создан инвестиционный фонд, в 2006 году его размер составлял 70 млрд. рублей. Примерно столько же - в 2007 году. И, по словам заместителя руководителя Аппарата Правительства РФ Михаила Копейкина, фонд уже начал работать, одобрено 7 проектов. Важно то, что фонд работает на условиях частно-государственного партнерства и те проекты, которые выиграли конкурс, были признаны наилучшими в рамках софинансирования, а общая сумма их реализации потребует свыше 600 млрд. рублей.

Предусматривается увеличение финансирования объектов, входящих в федеральную адресную инвестиционную программу и федеральные целевые программы. Здесь рост средств довольно существенный: с 360 млрд. рублей в 2006 году до свыше 500 млрд. рублей в текущем году, то есть рост практически на одну треть. Однако тут не все просто. С одной стороны, рост государственных инвестиций - явление положительное. С другой стороны, эффективность реализации проектов, которые входят в государственные программы, недостаточно высока. Многие объекты находятся в стадии незавершенного строительства уже в течение длительных сроков. Не случайно в бюджетном послании Президента указано на то, что правительству следует существенно изменить принципы своей работы, заключать договоры, в которых четко определены обязательства всех сторон-участников: субъектов РФ, федерального бюджета, а также тех, кто заинтересован в строительстве данного объекта.

Согласно правительственной оценке, возрастание инвестиционных расходов через инвестиционный фонд и через Федеральные адресные инвестиционные программы позволит в ближайшей перспективе придать определенные импульсы экономическому росту с увеличением приблизительно в 0,4 процентных пункта роста ВВП. Важным шагом в этом направлении является значительный рост средств, которые будут направлены на проекты инновационного характера. Ожидается, что эта мера позволит увеличить темпы прироста приблизительно еще на 0,25%. То, что правительственная политика меняется качественно, свидетельствует и создание Банка развития. Его основная цель - участие в реализации проектов, которые будут способствовать повышению конкурентоспособности и диверсификации экономики. По свидетельству Михаила Копейкина, когда готовился проект закона, в правительстве достаточно долго обсуждался вопрос, какие именно функции должен выполнять этот институт. Дискутировалась тема относительно того, что наряду с обычными обязанностями, которые характерны для подобных структур, российский Банк развития будет финансировать строительство объектов инфраструктуры в свободных экономических зонах, объектов федеральных адресных программ, федеральной целевой программы и других, которые носят общегосударственнй характер. В конечном итоге в правительстве пришли к выводу, что на первой стадии все это не будет основной деятельностью Банка развития, но если к тому возникнет определенная заинтересованность, банк сможет участвовать в реализации такого рода проектов. В тоже время ожидается, что он не станет конкурентом для коммерческих банков в сфере оказания банковских услуг, где уже сложились определенные рыночные отношения.

Похоже, что в стране появляется осмысленная промышленная политика. То, что мы видим сегодня, - лишь ее контуры. И пока далеко не ясно, какие из базовых элементов этого курса окажутся эффективными, какие из них приживутся. Но нам крайней важно сегодня не потерять набранный темп, не отступить назад, как это уже многократно бывало. Современная экономическая мощь рождается путем взаимодействия бизнеса и государства, и каждый в этом ансамбле должен сыграть свою роль.

Вероника Новикова

      Яндекс цитирования   Rambler's Top100 © Аналитический центр финансовой информации, 2005-2006
Для корреспонденции в редакцию журнала: info@abajour.ru
Вопросы, пожелания и замечания по сайту: web@abajour.ru